In a minimum configuration system allows you to estimate the position of the blade when profiling the soil and give the operator a visual signal on its movement in manual mode.  The visual signal is creating by  special device  fixed in the cab and  based on light emitting diodes line (lightbar). Fully equipped system allows not only  to estimate the position, but also to automatically control the blade (through additional electric  control valve installed in machine hydraulic  system) for height and angle with high precision (centimeter and better) . It is  not only  reduces the consumption of building materials by reducing the tolerances, but reduces operator  fatigue  and requirement to his qualification level.  In the case  of a bulldozer automated system will allow you to improve  its profiling performance while provide  greater traction, which in some cases makes possible to completely eliminate of use of moto grader on the construction site at all stages of work except maybe the final.

 If desired, the machine  can be additionally equipped by automatic  steering system. A key component of the system is a subsystem of blade position estimation.

We can offer to your attention two types estimation of blade position: simple two-dimensional (2D) and complete three-dimensional (3D).

Two-dimensional systems

In this case  a profile can be horizontal or inclined plane. Measurement of the position of the blade can be made with a laser receiver receiving a signal from transmitter or ultrasonic rangefinder  measuring distance between blade and metal strings.

Laser transmitter that is installed on the ground is a device generating a laser plane. The plane is created by a mechanical rotation of narrow laser beam (for example, around a vertical axis) in a direction perpendicular to its optical axis. The laser beam can be modulated by a code for protection from interference, but there is not measurement range based on this code. Tilting the device properly, the laser plane can be oriented horizontally or inclined, depending on the desired profile to be cut by machine. There is a mast installed on the blade with a vertical line of photocells receiving the laser beam from the transmitter. The length of the line of about 15 cm. The zero signal (blade is exactly at a desirable profile) corresponds to the case when the beam cross the middle of line. If the beam hits above the middle, one should raise the blade, if it is below – lower. If there are a large differences in initial and final height marks on the site (> 15 cm)  or “piecewise” profile with different heights to avoid necessity to reinstall the transmitter one uses a motorized mast. Built-in motor allows the operator of the machine to raise or lower the line of photocells for getting the beam in the work zone of receiver. To operate the system requires unshaded line of sight between the transmitter and receiver. The length of the line of sight is limited to a few hundred meters. Rain, snow, fog, smoke, dust, leads to a significant decrease in the maximum length of the line at which you can work steadily.

To control the blade slope it is possible to use two receivers mounted on the blade on two masts with some spacing between them. Typical cases – on the left and right edge of the blade or in the middle and at one edge. Instead of the two receivers is also possible to use a tilt sensor which consists of a electronic device that measures the projection of gravitational acceleration on the sensitive axis. Comparing the measurement with a nominal value of acceleration (9.81 m / s ^ 2), the system calculates the angle of inclination. There are tilt sensors based on liquid level sensors and based on MEMS (Micro Electro Mechanical System) accelerometers.

When working with an ultrasonic range finder is required to pull metal strings parallel to the desired profile. Range finder mounted on the blade with help of bracket and measures the distance. Zero signal  usually corresponds to range of about 10 cm. If the distance is less than 10 cm blade should be raised if more lowered. To measure the slope it is possible to use a tilt sensor. This system can be used on graders, but not used on a bulldozer.

Three-dimensional systems

These systems are most effective, versatile and progressive. In this case, the desired profile is a complex surface, usually approximated by triangles on the nodal points given in Cartesian coordinates X, Y, Z. X and Y define the horizontal plane, and Z – height. Measuring three coordinates of the current position of blade can be performed using GNSS (Global Navigation Satellite System) receiver or a laser-robotic total station.

Laser robotic total station is a device based on a laser rangefinder that can measure the distance to the prism installed on the mast of the blade. The prism is an optical device, which returns (reflects) beam in a direction exactly opposite to its arrival. This property is valid for any direction in 360 degree azimuth zone. By measuring delay of the arrival of the reflected beam rangefinder calculates the range.

Rangefinder can deviate in elevation (vertical plane) and azimuth (horizontal plane) with the help of electro – mechanical system. At the beginning the station automatically scans the angular sector which is presumed to contain a prism. When it detects a strong signal reflected from the prism station grabs it and begins to automatically track of its movement continuously forming the current estimates of angles and distances. According to two angles and distance station estimates 3D position of the prism on the blade and transmit it to the control unit on board a machine via a separate radio channel. The slope of the blade is estimated by liquid or MEMS sensor. The control unit compares the desired and the current altitude (Z), as well as the slope using blade azimuth  (orientation in the horizontal plane). Desired height and tilt are determined by the desired profile in the current (X, Y) point. Azimuth defined by the azimuth of the velocity vector in the process of the machine movement. The difference in heights and angles are output as a signal for manual or automatic blade control.

The same requirements of the line of sight between station and prism as for the two-dimensional systems stated over three dimensional optical system. The essential advantage of systems based on the receivers of global navigation satellite systems (GNSS) as opposed to optical are all-weather and lack of requirement for an unshaded line of sight. There is currently deployed two systems: GPS by US and GLONASS by Russia. European GALILEO and Chinese BEIDOU are under development and commissioning. The main principles of such systems is well described in the net. Modern receivers usually support the work of at least two systems, which allows due to signals from a large number of satellites (more than 10) to achieve a good positioning accuracy even in conditions of partial shading of the sky. In order to achieve centimeter accuracy (standard deviation in height of about 10 mm), the receiver operates in differential mode, taking on a separate radio channel the special messages (differential correction) from ground GNSS base station.  In this case the receiver operates in Real Time Kinematic (RTK) mode of positioning. The base station is stationary navigation receiver set on a point with accurately known coordinates and coupled with a transmitter of differential correction. Number of subscribers to a base station, in opposite to laser systems is almost unlimited, i.e. at a construction site there can be simultaneously operated an unlimited number of machine with automatic control and surveyor navigation receiver to monitor profile . The working area is determined by the transmitter  and environment for radio signal  propagation and depending on the power can be more than a few kilometers. The base station can be purchased together with the control system. You can also use a network base station, which can be accessed through the cellular networks (GSM/CDMA/3G). However, this is only possible if the operators of cellular and navigation services presented in your region.

As well as in the case of total station the control system produces signal for manual or automatic blade control based on the calculated RTK position of the blade X, Y, Z, tilt and azimuth. In the case of increased demands for precision 3D profile forming with significant height differences one requires a precise calculation of the azimuth. For this system can be equipped with two receivers GNSS, which antennas are installed on the edges of the blade on the two masts or on a single on a special twist bracket.

If you need to provide millimeter accuracy (standard deviation in height about 3 mm) the system can be additionally equipped with a laser receiver receiving a signal from the laser transmitter operating on a principle similar to the principle of laser 2D systems described above. However, due to special sweep of the laser beam such transmitter can provide an unlimited number of users of the system. However, the working area of the system is limited to a radius of 200 m. To have wider working area one need to reinstall transmitter or use more than one forming an network from them.

If you need to operate a bulldozer at large longitudinal velocity the system can be equipped with an inertial measurement unit (IMU), which measures the acceleration and angular velocity vectors. The processing of these values together with the position of GNSS can significantly improve response of control systems to dynamic impact on the blade. IMU is installed on the blade instead of the tilt sensor and additionally improve accuracy of tilt angle measurement.

В минимальной комплектации система позволяет оценивать положение отвала при профилировании грунта и выдавать оператору визуальный сигнал по его перемещению в ручном режиме. Для этого в кабине машины закрепляется специальное устройство на базе светодиодов (lightbar). В полной комплектации система позволяет не только оценивать положение, но и автоматически управлять отвалом (через дополнительно устанавливаемый в гидромагистраль  электрический  гидрораспределитель)  по высоте и наклону с высокой точностью (сантиметр и лучше), что не только снижает расход строительных материалов за счет уменьшения допуска, но и снижает утомляемость оператора машины и требования к его квалификации. В случае использования на бульдозере автоматическая система позволит вам улучшить его профилирующие характеристики при обеспечении большого тягового усилия, что в ряде случаев делает возможным вовсе отказаться от использования грейдера на строительной площадке на всех этапах работ по профилированию грунта и строительных материалов за исключением может быть финального.

При желании на машину может быть дополнительно установлена система автоматического руления.
Ключевым компонентом системы является подсистема оценивания положения. Вашему вниманию предлагаются два типа оценивания положения отвала: простейшее двухмерное (2D) и полное трехмерное (3D).

Двухмерные системы

В этом случае создаваемый профиль представляет собой плоскость (горизонтальную или наклонную). Измерения положения отвала могут производиться с помощью лазерного приемника, принимающего сигнал передатчика или ультразвукового дальномера расстояния между отвалом и металлической струной.

Лазерный передатчик, который устанавливается на земле, представляет собой прибор, образующий лазерную плоскость. Плоскость создается разверткой узкого лазерного луча с помощью механического вращения (например, вокруг вертикальной оси) лазера в направлении перпендикулярном его оптической оси. Лазерный луч может модулироваться кодом для защиты от помех, однако измерения дальности по нему не производится. Наклоняя соответствующим образом прибор, лазерную плоскость можно ориентировать горизонтально или под наклоном в зависимости от требуемого профиля резания. На отвале устанавливается мачта с вертикальной линейкой фотоэлементов (лазерный приемник) принимающих лазерный луч от передатчика. Длина линейки около 15 см. Нулевой сигнал (отвал находится точно на заданном профиле) соответствует случаю, когда луч попадает в середину линейки. Если луч попадает выше середины, отвал следует поднять, если ниже – опустить. При большом перепаде начальных отметок высот на площадке (>15 cм) относительно заданной или при сложном “кусочном” профиле с разными высотами для избежания необходимости переустановки передатчика используется моторизованная мачта. Встроенный двигатель позволяет оператору машины поднимать или опускать линейку фотоэлементов для попадания луча в рабочую зону приемника.  Для работы системы требуется обспечение незатененной линии визирования между приемником и передатчиком. Длина линии визирования ограничивается  несколькими сотнями метров.  Дождь, снег, туман, дым, пыль приводит к существенному уменьшению максимальной длины линии, при которой можно устойчиво работать.

Для управления отвалом по наклону используются два приемника, установленные на отвале на двух мачтах с некоторым разносом. Типичные случаи – на левом и правом крае отвала или в середине и на одном из краев. Вместо двух приемников также возможно использовать датчик наклона, который представляет из себя электронный прибор, измеряющий проекцию ускорения свободного падения на чувствительную ось. Сравнивая измерение с номинальным значением ускорения (9.81 м/c^2) система вычисляет угол наклона. Существуют датчики наклона на базе жидкостных датчиков уровня и на базе MEMS (Micro Electro Mechanical System) акселерометров.

При работе с ультразвуковым дальномером  требуется натягивать металлическую струну параллельно желаемому профилю. Дальномер устанавливается на кронштейне отвала и измеряет дальность. Нулевой сигнал обычно соответствует дальности порядка 10 см. Если дальность меньше 10 см отвал следует поднять, если больше опустить. Для измерения наклона используются датчик наклона. Данная система может использоваться на грейдере, но не используется на бульдозере.

Трехмерные системы

Эти системы являются наиболее эффективными, универсальными и прогрессивными. В этом случае желаемый профиль представляет собой сложную трехмерную поверхность, обычно аппроксимируемую треугольниками по узловым точкам, заданным в декартовых прямоугольных координатах X, Y, Z . X и Y определяют горизонтальную (плановую) плоскость, а Z – высоту. Измерения текущего положения отвала по трем координатам могут производиться с помощью GNSS (Global Navigation Satellite System) приемника или лазерного роботизированного электронного тахеометра.

Лазерный роботизированный тахеометр представляет собой устройство, базирующееся на лазерном дальномере, который измеряет дальность до призмы особой конструкции, устанавливаемой на мачте отвала. Призма является оптическим устройством, которое возвращает (отражает) луч в направлении в точности противоположном направлению его прихода. Это свойство справедливо для любого направления в 360 градусной азимутальной зоне. По задержке прихода отраженного луча дальномер оценивает дальность.

Дальномер может отклоняться по углу места (вертикальная плоскость) и азимуту (горизонтальная плоскость) с помощью электро – механической системы. В начале работы тахеометр автоматически сканирует угловой сектор, в котором предположительно находится призма. При обнаружении мощного отраженного сигнала от призмы тахеометр захватывает его и начинает автоматически отслеживать его перемещение, непрерывно формируя текущие оценки углов и дальности.  По двум углам и дальности тахеометр оценивает 3D позицию призмы на отвале и передает ее в блок управления на борту машины по отдельному радиоканалу. Наклон отвала оценивается жидкостным или MEMS датчиком. В блоке управления производится сравнение желаемой и текущей высот (Z), а также наклона при использовании азимута отвала (ориентация в горизонтальной плоскости).  Желаемые высота и наклон определяются желаемым профилем в текущей плановой (X,Y) точке.  Азимут оценивается по азимуту вектора скорости в процессе движения машины. По разности высот и углов наклона выдается сигнал для ручного или автоматического управления отвалом.

К линии визирования тахеометр-призма предъявляются те же требования, что и в двухмерных системах. Существенным преимуществом систем, базирующихся на приемниках глобальных навигационных спутниковых систем  (ГНСС/GNSS), в противоположность оптическим являются всепогодность и отсутствие требования наличия незатененной линии визирования. В настоящее время развернуты две системы: американская GPS и российская ГЛОНАСС. Европейская GALILEO и китайская BEIDOU находятся на этапе разработки и вводе в эксплуатацию.  Основные принципы работы подобных систем хорошо описаны в сети.  Современные приемники обычно поддерживают работу минимум с двумя системами, что позволяет за счет приема сигналов от большого количества спутников (более 10-ти) достичь хорошей точности позиционирования даже в условиях частичной затененности небесной сферы.  Для достижения сантиметровой точности (среднеквадратическое отклонение по высоте порядка 10 мм) приемник работает в дифференциальном режиме, принимая по отдельному радиоканалу,  специальные сообщения (дифпоправки) от наземной базовой станции. В этом случае приемник работает в режиме позиционирования Real Time Kinematic (RTK). Базовая станция является стационарным навигационным приемником, устанавливаемым в точке с точно известными координатами (в том числе нулевом пункте локальной строительной системы координат) и оснащенным передатчиком дифпоправок. Число абонентов такой базовой станции в противоположность лазерным системам практически неограниченно, т.е. на одной стройплощадке могут одновременно работать неограниченное количество машин с автоматическим управлением и геодезистов с контрольными навигационными приемниками. Рабочая зона определяется дальностью работы  передатчика и в зависимости от мощности и условий распространения радиосигнала составляет значение не менее нескольких километров. Базовая станция может быть локальной и приобретаться совместно с системой управления.  Можно использовать и сетевую базовую станцию, доступ к которой возможен по каналам сетей сотовой связи (GSM/CDMA/3G). Однако это возможно только при наличии соответствующих операторов сотовых и навигационных услуг в регионе.

Также как и в случае с тахеометром на основе, вычисленной RTK позиции отвала X,Y,Z, наклона и азимута, выдается сигнал для ручного или автоматического управления отвалом. В случае повышенных требований к точности формирования 3D профиля со значительными перепадами высот требуется точное вычисление азимута. Для этого система может быть оснащена двумя приемниками GNSS, антенны которых устанавливаются по краям отвала на двух мачтах или на одиночной на специальном кронштейне.

При необходимости обеспечения миллиметровой точности (среднеквадратическое отклонение по высоте порядка 3 мм) система может быть дополнительно оснащена лазерным приемником, принимающем сигнал от лазерного передатчика,  работающем на принципе схожем с принципом лазерных 2D систем, описанным выше. За счет специальной развертки лазерного луча возможно обеспечить неограниченное количество абонентов такой системы. Однако рабочая зона системы ограничена радиусом 200 м.  Для обеспечения большей зоны требуется переустанавливать лазерный передатчик или использовать дополнительные, образуя из них сеть. 

При необходимости работы бульдозера на больших продольных скоростях система оснащается инерциальным измерительным блоком – inertial measurement unit (IMU), который оценивает вектора ускорения и угловой скорости.  В результате обработки этих параметров совместно с позицией GNSS удается существенно улучшить отклик системы управления на динамическое воздействие на отвал машины.  IMU устанавливается на отвал вместо датчика наклона, заодно улучшая собственно оценку угла наклона .